Главная » Вечерний Бишкек » Заклинающий ветром

Заклинающий ветром

 

imena1

 

Двадцатитрехлетний кыргызский модельер Ынтымак Абдылдаев покорил жюри международного фестиваля «ЭТНОМОДА IBEFF», в середине ноября прошедшего в Санкт–Петербурге. Его коллекция «Заклинание ветром» стала лучшей в номинации «Арт–фолк и традиционный костюм».

Увидеть Питер и… покорить

Молодой человек в этом году окончил Кыргызскую национальную академию художеств имени Тургунбая Садыкова по специальности художник–модельер. Получив признание профессионалов со своей первой полноценной авторской коллекцией, он уже думает о новой — авангардной. И это объяснимо. Талантливый парень находится под впечатлением от поездки и внезапного успеха. Ынтымак признался, что теперь хочет попасть на Неделю моды в Москву и Париж.

— Наверное, пока не получится, — говорит он, — но когда–нибудь… Рано или поздно все равно туда поеду!

О питерском фестивале “ЭТНОМОДА” Ынтымак узнал прошлым летом. Тогда он полетел в город на Неве как турист, хотел увидеть его неповторимую архитектуру. Знакомые рассказали студенту об этом престижном смотре, и он загорелся желанием принять в нем участие. Вернувшись домой, нашел необходимую информацию в Интернете, связался с организаторами. Но попасть на весеннюю сессию (смотр проводится дважды в год) у него не получилось. Во–первых, не было времени — Ынтымак как раз оканчивал учебу, во–вторых, вопрос финансов тоже решить не удалось. Однако в конце года все сложилось.

В Санкт–Петербург Ынтымак отправился не один. Участницей фестиваля стала и дизайнер Екатерина Заболотнова. Ее коллекция “Черно–белое кино” также заняла первое место, но уже в номинации “Современные коллекции pret–a–porte” (“Модная штучка”).

Проходил фестиваль в течение двух дней. Свои работы представляли дизайнеры из Кыргызстана, Польши, Грузии, разных регионов России. Главным событием смотра для Ынтымака, конечно же, был конкурс дизайнеров.

Коллекция Абдылдаева — его дипломная работа. Трудился над ней парень целый год. Весной он показал “Заклинание ветром” на IV Международном конкурсе CREATIVEWORLD в Академии дизайна и технологии “Сымбат” в Алматы, но занятым в одной из номинаций вторым местом амбициозный молодой человек остался недоволен, поэтому и решил попробовать поймать удачу за хвост на более престижном в индустрии моды мероприятии.

— Я очень рад тому, что организаторы фестиваля после показа дали возможность пообщаться с членами жюри, — продолжает Ынтымак. — Мы поговорили с доктором философских наук, профессором кафедры дизайна костюма Санкт–Петербургского государственного экономического университета Владой Липской, художником по костюму, участником и дипломантом более сотни российских и международных художественных выставок Ольгой Соловей, основателями российских fashion week, преподавателями, ведущими программ о моде — высокими профессионалами своего дела. Причем обсуждали коллекции не на уровне нравится — не нравится, разбирались каждая мелочь, каждая деталь костюма. Все было очень открыто и честно.

Шаманы–европейцы

“Космические, укутанные в войлок фигуры с удивительными инсталляциями на головах…” — написали о коллекции кыргызского дизайнера по окончании фестиваля российские профи. А вот что рассказывает он сам:

— Моя коллекция основана на верованиях кочевых народов: кыргызов, казахов, индейцев, алтайцев. Они когда–то были язычниками и верили, например, в целебную силу ветра. Когда человек заболевал, шаман или лекарь брал железный ковш, наливал туда масло, нагревал на огне, а затем бросал в него кусочки красной или синей ткани. Пар, который поднимался, больной должен был вдыхать. Этот метод лечения известен как заклинание ветром. Так я и назвал свою коллекцию.

Состоит коллекция из семи костюмов. Все наряды полностью выполнены из натуральных материалов. В основном это цельноваляный войлок. Здесь нет машинных швов, лишь ручная вышивка и декор. Причем коллекция Ынтымака авторская, как говорится, от и до. Он сам стриг овец, мыл шерсть, красил ее, валял. Даже символы, которые есть на костюмах, вышивал.

— Я не стал напрямую использовать облачение шаманов и магические символы, — поясняет модельер. — Все, что вы видите, моя образная интерпретация. Единственное, что осталось, — так это знак солнца, символизирующий жизнь. Когда коллекцию представляют зрителям модели восточной внешности, это выглядит вполне привычно. Если же на подиум в придуманных мною образах выходят девушки и парни с европейским типом лица, то вот этот контраст производит неожиданно яркое впечатление. Я даже шутил перед поездкой: интересно будет посмотреть на шамана–европейца. Кстати, у нас была курьезная история. Обувь, которую я делал из войлока, нашим девочкам здесь была велика, а в Санкт–Петербурге нам пришлось изрядно постараться, чтобы российские модели смогли ее надеть.

Сейчас коллекция “Заклинание ветром” хранится у Ынтымака дома. Еще до поездки на питерский фестиваль к нему обращались с предложением продать кое–что из этих необычных вещей, но он всем отказывал. Теперь автор готов расстаться со своими работами.

Восхищение цвета марсала

Стать модельером Ынтымак решил в двенадцать лет. Мальчишка вырос в селе Шапак Иссык–Кульской области, и рисование его никогда не увлекало. А вот отец к искусству всегда был неравнодушен и, хотя профессиональным художником не стал, преподавал рисование и черчение в школе.

Что занимало маленького Ынтымака, так это вязание. Управляться с крючком и со спицами он научился в девять лет, наблюдая, как это делает бабушка. Братья такое занятие не одобряли, считая, что это не для парня. Отец же думал, что с возрастом это пройдет. Но, видя, что вязание захватывает сына все больше и больше, стал покупать ему книги и журналы по рукоделию.

— Мне было двенадцать, когда бабушка умерла, — вспоминает Ынтымак. — Мы были очень с ней близки, и я решил в некотором роде продолжить ее ремесло — стать дизайнером. Приехал в Бишкек, чтобы поступить в академию. Я тогда даже карандаш не умел в руках держать. До экзаменов оставалась неделя, а показать нужно было около двадцати работ — рисунок, живопись. Рисовал целыми днями. Смешно сегодня смотреть на эти работы. Уже потом мой преподаватель Айчурек Султанова призналась, что взяла бы меня даже без экзаменов, ведь ребят на кафедру дизайна костюма всегда приходит мало.

Ынтымаку Абдылдаеву нравится творить из войлока, и все его произведения по большей части выдержаны в этническом стиле. Дизайнер верит, что войлок обладает своей энергетикой. Признается, что у него во время работы с этим материалом улучшается настроение. Дома на Иссык–Куле семья молодого дизайнера всегда держала баранов, так что проблем с материалом не существовало. Но в этом году все перебрались в столицу, от хозяйства пришлось отказаться, и теперь перед талантливым парнем встала новая задача — где брать шерсть для своих работ, ведь покупать ее, уже обработанную, в наши дни довольно дорого.

— Не скажу, что у меня много заказов, — продолжает Ынтымак. — Это вещи на любителя. По большей части наша публика сейчас не готова носить такое. Например, свое пальто я надел в Питере. На улице, в магазинах люди подходили со словами: “Какое классное у тебя пальто!”. Одна женщина поинтересовалась: могу ли я продать его? Я удивился, говорю: “Вообще могу, конечно. Но не сейчас, просто мне не в чем будет даже до дома доехать”. И услышал: “Пожалуйста, поезжайте и переоденьтесь!”. И она купила это пальто. В Бишкеке же мои авторские вещи практически не продаются. С одной стороны, модели, прямо скажем, необычные, с другой — не каждый парень наденет пальто цвета марсала (это приглушенный бордовый).

Молодой модельер еще ищет свой стиль. Сейчас хочет попробовать силы в авангарде. А вдохновляет его легенда моды Коко Шанель. Для Ынтымака она — эталон, человек, придумавший стиль, который невозможно спутать ни с каким другим. Он мечтает, что когда–нибудь и его имя станет таким же известным и, взглянув на вещь из его коллекции, люди безошибочно определят: “Это Абдылдаев!”.

Анастасия КАРЕЛИНА.
Фото Сергея МЕДВЕДЕВА
и предоставлено Ынтымаком АБДЫЛДАЕВЫМ.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Не пропустите

korrup12

Залкар Акназаров: Честности не учат, она воспитывается

  «Вечерка»,  взяла интервью у заместителя начальника управления по противодействию коррупции и надзору за исполнением ...