Главная » Вечерний Бишкек » Фактор аварийности
Элби_тойота_экскалибур_внутренняя

Фактор аварийности

Транспортники готовы оспорить статистические данные МВД о дорожно–транспортных происшествиях.

—Недавно представителями Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения была озвучена информация о том, что более чем в 80 процентах аварий виноваты шоферы, — говорит эксперт– транспортник Эмиль Бостериев. — Особенно если учесть тот факт, что большинство отечественных дорог проходят по горной местности и являются опасными. Такие выводы стражи дорожного порядка делают, потому что применяют архаичные правила учета ДТП.

Например, есть норма, что если пострадавший в ДТП, отправленный на лечение в больницу, умирает спустя 8 дней после аварии, то он не считается погибшим именно в ДТП. Это, по мнению экспертов, способствует занижению статистики по количеству погибших. В других странах, в той же России, этот срок составляет месяц. А есть и такие государства, где он увеличен до года.

Спасительные отбойники

1033040566— Также неправильно подсчитываются и раненые, — добавляет глава ассоциации пассажирских перевозок города Бишкека “Сапар транс сервис” Алтынбек Доспаев. — Такой подсчет проще вести для автоинспекции, потому что в этом случае не приходится анализировать другие факторы, которые способствовали аварийной ситуации, например, ужасное состояние дорог. Количество аварий в целом по республике сопоставимо со статистикой ДТП во многих европейских странах. Но отличаются они последствиями — в нашей стране они гораздо тяжелее, опять же из–за неудовлетворительного состояния дорог.

По его словам, на многих горных серпантинах отсутствуют специальные ограждения. А там, где они есть, сделаны неправильно, из неподходящих материалов и неправильной формы.

Эмиль Бостериев— Должны быть специальные бетонные отбойники, которые при наезде на них возвращают автомобиль на проезжую часть дороги. Но наши ограждения не удерживают автомобиль, и он летит в обрыв. Сотрудники же автоинспекции выносят заключение, что водитель не справился с управлением. При этом ни слова о том, что необходимая инфраструктура на конкретном участке конкретной дороги отсутствовала. Почему стражи порядка так поступают? Во–первых, в этом случае им не придется писать требования в соответствующие дорожные службы о том, чтобы те привели дорогу в надлежащий вид, не надо и контролировать выполнение своего поручения. Во–вторых, для подобного анализа у сотрудников должны быть хорошие технические знания в области безопасности дорожного движения. В–третьих, так проще составлять статистику. В общем, всех собак повесили на шоферов и довольны, — возмущается Эмиль Бостериев.

С его мнением трудно не согласиться. Взять, к примеру, дорогу из Бишкека на Иссык–Куль. После того как в центре трассы установили бетонный разделитель, сразу же не стало лобовых столкновений. То есть эффект от развития инфраструктуры налицо. Теперь нужно установить отбойники по краям проезжей части на всех опасных горных артериях.

Разбитое корыто

Как считают мои собеседники, дорожная инфраструктура — далеко не единственный фактор, который создает аварийные ситуации. Есть еще другой — техническое состояние машин. Ремонтируют авто зачастую, когда машина встала. Пока же она ездит, многие граждане не напрягаются по поводу того, что неправильно отрегулирован головной свет или ручной тормоз, руль имеет люфт, превышающий допустимое значение, а покрышки на всех колесах разные и не соответствуют сезону. Наплевательское отношение к своей и чужой безопасности на дорогах в нашей стране уже давно стало едва ли не нормой.

— Посмотрите, сколько завезено автомобилей с правосторонним расположением руля, а также старых, побывавших в ДТП машин, грузовых микроавтобусов, из которых впоследствии сделали пассажирские. А как известно, ни одна переделка заводской конструкции, ни один ремонт по восстановлению авто после аварии не проходят бесследно. Такие транспортные средства уже не так безопасны. Все это, а также пренебрежительное отношение наших граждан к нормальному содержанию машин должно контролироваться компетентными органами и выявляться в ходе беспристрастного технического осмотра. Но этого нет.

При очередном ДТП сотрудники автоинспекции не проводят экспертизы технического состояния транспортного средства. Хотя именно плохие тормоза или рулевое управление могли привести к трагическим последствиям. Но в этом случае ответственность с водителем должны разделить те, кто обязан все это выявлять, так же, как слабые места в дорожной инфраструктуре, — считает Алтынбек Доспаев.

«Скорая» не успевает

Известно, что многих погибших в ДТП можно было спасти, если бы им своевременно оказали медицинскую помощь. Но самые крупные аварии случаются именно на горных магистралях Бишкек — Ош, Бишкек — Каракол и других. Пострадавших транспортируют на попутных машинах до ближайших больниц либо на “скорой”, если рядом c местом аварии находится медицинский пункт.

inx960x640

— Чаще всего пострадавшие в ДТП умирают от потери крови. Поэтому надо увеличивать количество стационарных медицинских пунктов на таких дорогах, — считают спецы.

В общем, эксперты сходятся во мнении — именно отсутствие нормального анализа и статистики и приводит к тому, что в правительстве принимают совсем не те меры, которые должны быть. Раз правительству говорят о том, что во всем виноваты шоферы, то оно и будет концентрироваться на карательных мерах путем повышения штрафов, а не устранять причины, способствующие аварийной ситуации.

— В СССР крупные ДТП разбирались настолько тщательно, что там анализировалось не только состояние дороги и машины, но и водителя: был ли он здоров на момент аварии, сколько он спал, прежде, чем сесть за руль, и так далее. Сейчас же приехали, составили схему, назначили виноватого и успокоились. Это легче, чем гонять дорожников и медиков, а также обучать своих собственных подчиненных. Вот и имеем то, что имеем, — заключил Эмиль Бостериев.

за рулем больные?

Эксперты обращают внимание и на то, что не на должном уровне проверяется здоровье граждан перед тем, как допустить их к управлению автомобилем.

— Все мы знаем, что за определенное вознаграждение медработники ЦСМ за пятнадцать минут выдадут вам медицинскую справку соответствующей формы, — отмечают специалисты по дорожному движению. — И неважно, какие у человека зрение или слух.

— Также возмущение вызывает и работа центров психического здоровья, наркологии. Проверили по базе данных и, если гражданин в ней не числится, то ставят печать, дескать, здоров. А как же проверка? Вдруг к вам пришел человек, страдающий расстройством психики, который не состоит на учете? Мы неоднократно обращали на это внимание. А нам отвечают, что поток посетителей слишком большой и всех просто не успеют проверить. Но разве это аргумент?

Есть норма, что перед посадкой за руль человека должен проверить в том числе и кардиолог: вдруг “мотор” прихватит.
— Но в тех бланках, которые сейчас используются в ЦСМ, графы для заключения кардиолога нет. Причем мы настаиваем, что в справках должно быть разделение и по категориям. Скажем, состояние здоровья водителя позволяет ему перевозить грузы, а вот людей — нет. Соответственно для категории “С” он годен, а для “D”, увы. И вносить такие изменения нужно как можно скорее, — уверены эксперты.

индульгенция для нарушителей

Большую обеспокоенность вызывает и вопрос лицензирования водителей, задействованных в пассажирских перевозках.

— Странное дело, но лицензии у нас в стране обязательны для всех, за исключением водителей такси. Как будто они не людей перевозят, а вещи. В свое время этот вопрос был пролоббирован рядом видных деятелей, имеющих непосредственное отношение к таксомоторным фирмам.

— Но не это главное. Процесс лицензирования построен как коррупционная схема. Например, гражданин подал документы на лицензию по перевозке пассажиров на микроавтобусе. Если в течение месяца ему не придет официальный ответ, положительный или отрицательный, это автоматически означает, что лицензия выдана. Уже ни в какие ворота не лезет.

— Дальше — интереснее. Водитель совершил ДТП, в котором погибли люди. Так вот, орган, выдавший лицензию, не может забрать ее у водителя. Сначала нужно вынести несколько предупреждений, а потом обратиться в суд. Так как только Фемида вправе лишить шофера документа. Естественно, пока идут суды, он будет продолжать перевозить людей, — объяснили транспортники.

Сергей ШВЕЦ.
Фото из архива “ВБ”
и Интернета.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*