Главная » Наука и техника » Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 9

Музей в старом аэропорту Ле-Бурже носит наименование не только авиационного, но и космического вполне по праву. В том же зале, где представлены «убийцы городов» – баллистические ракеты шахтного и подводного базирования с их ядерными боеголовками, о которых мы говорили во время нашей предыдущей экскурсии, во всем разнообразии представлены и космические аппараты мирного назначения.

 

Мирный космос 

Франции даже без неудачи во второй мировой войне, в которой она выглядела на фоне держав-победительниц бедной приживалкой, заслужив лишь язвительное замечание подписывавшего капитуляцию немецкого генерала, было бы трудно угнаться за Советским Союзом и Америкой в космической гонке. Так уж получилось, что ни первой, ни даже второй космической державой она стать не могла ну ни как! Но почему не быть хотя бы третьей?

И эта страна приложила к этому незаурядные, достойные всяческой похвалы усилия, которые увенчались вполне определенным, ощутимым по европейским меркам успехом.

А начала она, как и все другие, с экспериментальных ракет, сперва маленьких, а потом все больше и больше, все выше и выше!

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Как и конкуренты-лидеры, руководители французской национальной космической программы понимали, что ни один депутат из тех, за которых они сами голосовали, не проголосует за выделение бюджетных средств на космонавтику, когда в стране вечный экономический кризис. И они вышли из положения тем же путем, что и их коллеги в других странах: предложили сделать военные баллистические ракеты, отработать на них все необходимые технологии, получив это оружие, а потом «за дешево» создать космический носитель научного и коммерческого назначения.

Так началась программа создания экспериментальных ракет «Драгоценные камни» – Pierres précieuses.

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Когда французы в 1965 году только начинали запускать свои «Диаманты», в космосе уже работали советские космонавты и американские астронавты, дорогу которым проложил полет Юрия Алексеевича Гагарина 12 апреля 1961 года.

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Но с началом полетов человека в космос «беспилотная космонавтика» отнюдь не утратила свое значение. Наоборот, она существенно расширила свои возможности, стала не только важнейшим научным инструментом, но и служила теперь простым людям – всем и каждому.

И одним из первых ее применений стала дальняя связь.

В 1961 г. в КБ-1 Сергея Павловича Королева началась разработка спутника «Молния», который обеспечивал бы ретрансляцию телефонной и телеграфной связи, а также программ Центрального телевидения на Дальний Восток, а в перспективе и по всей территории СССР. Название спутника перекликалось с шифром срочной телеграммы, и должно было символизировать скорость доставки информации напрямую в любую точку нашей самой большой тогда в мире страны.

К орбите такого ИСЗ выдвигались особые требования, что делало невозможным использование находившихся тогда в производстве серийных ракет-носителей. Для новой задачи была сделана и новая ракета, которая также получила название «Молния».

В связи с загруженностью КБ Королева работами по пилотируемым и автоматическим космическим объектам, а также боевым ракетам, разработка ИСЗ и РН «Молния» была передана в ОКБ имени Семена Алексеевича Лавочкина, которое и завершило проект успешно.

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Спутники «Молния» стали одними из первых советских космических аппаратов, которые были призваны приносить пользу не только науке, но и экономике страны. Ведь качественная связь – ее важная составляющая. Но все же пока главное, что влечет человека в Космос – это жажда знаний, а не наживы. Ну пусть даже не наживы, а честного заработка своим трудом – это не меняет дела. Да, в Космос человек идет за чем-то новым, непознанным, может быть даже опасным. Каково ему будет там?

Для изучения физических условий вне привычной защиты нашей атмосферы было сделано множество спутников и среди них были 12 советских аппаратов серии «Прогноз».

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Но орбиты вокруг нашей планеты – это лишь начало большого пути.

Третьего февраля 1966 года советская автоматическая станция впервые в истории совершила мягкую посадку на поверхность другого небесного тела – Луны, нашего естественного спутника. К тому времени и наши, и американские беспилотные космические аппараты уже неоднократно пытались сделать это, но все разбились. Мягкая посадка АМС «Луна-9» стала важнейшим шагом на пути освоения других планет.

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Семнадцатого ноября 1970 года на поверхность Луны в Море Дождей совершила мягкую посадку советская автоматическая межпланетная станция «Луна-17». Впервые (да, снова впервые!) в истории она доставила на другое небесное тело самоходный научный аппарат «Луноход-1».

Первый «Луноход» проработал до 15 сентября следующего 1971 года, существенно перекрыв свой проектный ресурс эксплуатации. Он проехал более 10,5 км, передал 211 панорам (на борту была телекамера) и 25 тысяч цифровых фотоснимков. В 537 местах было проведено измерение механических свойств грунта – аппарат выполнял не только научные задачи, но и искал место для будущей высадки на Луну космонавтов.

«Луноход-2» был доставлен на Луну на борту спускаемого аппарата АМС «Луна-21» 15 января 1973 года. Его 42-километровый маршрут оставался рекордным по 2015 год, когда этот показатель превысил американский самоходный аппарат «Опортьюнини» на Марсе. Второй «Луноход» сделал 86 панорам и 80000 снимков, причем маршрут движения был выбран более сложным. Лунный вездеход попал в кратер, который был заполнен толстым слоем пыли или рыхлой пемзы. Он смог выбраться оттуда только задним ходом, но при этом видимо столкнулся откинутой крышкой, на которой была солнечная батарея, со стенкой кратера и на нее обвалился кусок мягкой породы кратера. Мало того, что это могло закрыть или повредить токопроизводящие фотоэлементы, так еще при закрытии крышки на время лунной ночи это вещество могло засыпать верхнюю поверхность корпуса, которая служит теплообменником. Когда на Луне настал день, аппарат «проснулся» и открыл крышку, грязь эта осталась и стала мешать работе системы охлаждения – телеметрия показала рост температуры в отсеке. Последний сеанс связи состоялся 11 мая, после чего контакт с «Луноходом-2» был потерян, и после безуспешных попыток восстановить его 4 июня программа была прекращена.

С одной стороны это было как бы разочарование, но с другой – аппарат свой ресурс честно «отпахал». И жаль, что не было продолжения…

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Конечно, автоматические аппараты в Космосе – это хорошо. Но что бы там ни говорили, и сколько бы все это ни стоило, я не могу себе представить для них другой роли кроме как средства, которое должно пройти перед человеком. Именно перед человеком, а не вместо него!

Когда-то думали, что космонавты будут постоянно работать на Луне и посещать, скажем, Марс, уже совсем скоро. Но к сожалению этого не произошло. И памятником этой несбывшейся надежде стал этот скафандр американского астронавта Юджина Сернана – командира последней (нет, не будем так говорить, в авиации и в космонавтике есть другое слово – крайней) лунной экспедиции на борту «Аполлнона-17».

Говорят, что когда 19 декабря 1972 года телеканалы США прервали обычную свою работу, чтобы сообщить о посадке модуля «Челленджер» в Море Ясности на Луне, нашелся такой телезритель, который звонил в телекомпанию и требовал продолжить оборванный на половине повтор его любимого сериала.

А между тем это была рекордная лунная высадка – как по продолжительности, так и по насыщенности и по результатам.

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Современные исследователи истории полетов американских астронавтов на Луну обязательно останавливаются на тех тяжелых условиях, в которых работали там люди. А для скептиков, которые считают, что Юджин Сернан не был нигде дальше киносъемочного павильона в Голливуде, это основной аргумент в пользу собственной правоты. А между тем даже ближайшие к нам планеты, относимые учеными к «Земной группе» имеют гораздо более жесткие условия «обитания». И особенно – Венера.

Ее штурм автоматическими зондами у нас начало НПО имени Лавочкина под руководством упоминавшегося уже Генерального конструктора Бабакина.

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Франции не удалось стать ни первой, ни второй, ни даже третьей державой из тех, чей гражданин побывал на орбите. «Космическую бронзу» здесь она уступила… Чехословакии, чей космонавт Владимир Ремек со 2 по 10 марта 1978 года совершил полет на советском космическом корабле «Союз-28» с визитом на орбитальную станцию «Салют-6». Полетел Ремек по программе «Интеркомос», в которой участвовала и Франция, но не так активно, как могла бы. Потому и очередь до нее дошла только десятой – ее гражданин Жан Лу Кретьен слетал сразу после румына Думитру Прунариу.

А начиналась эта программа с запусков искусственных спутников Земли.

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Выбирая партнеров для сотрудничества в освоении Космоса, Франция, прежде всего, ориентировалась конечно не на СССР, слишком уж большой была пропасть между нами и ими. И дело не только в политике, но и в коммерческом расчете. Франция считала себя достаточно развитой для того, чтобы летать в космос без чьей-то помощи, во всяком случае, тогда еще ей не нужна была помощь в научном и инженерном плане, а вот деньгами – другое дело!

И она искала себе таких партнеров, которые были бы при деньгах, но которыми можно было бы руководить. Франции в каком-то общем космическом проекте нужна была роль лидера.

И такой проект был создан, естественно, со штаб-квартирой в Париже.

На базе двух разных международных организаций, осуществлявших создание средств запуска космических аппаратов, а также самих спутников и межпланетных станций в 1975 году было образовано Европейское космическое агентство – ЕКА. В его программах участвуют более двадцати стран, в том числе Россия и Канада. Но роль лидера и «технологического локомотива» в Агентстве играет именно Франция.

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Конечно, постройкой искусственных спутников Земли сейчас никого не удивишь. Это делают с успехом даже страны «третьего мира». А вот сделать хорошую ракету-носитель – совсем другое дело.

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Гордость ЕКА – ракеты «Ариан».

Первое изделие первого типа «Ариан-1» впервые стартовало с космодрома Куру 24 декабря 1979 года, а всего было проведено 11 запусков, 9 из которых оказались успешны. Обидно было, наверное, когда потеряли вторую такую ракету – на ее борту находилось сразу семь спутников, тогда как в остальных случаях было по одному, реже – по два и один раз три.

Но все равно французы относятся к ракете «Ариан-1» по-прежнему трепетно, ведь она была сделана хотя и «под крышей международной конторы» но французской фирмой «Аэроспасьяль» на заводе во французском городе Тулуза.

Сейчас технологический макет ракеты «Ариан-1» можно видеть на открытой площадке Музея авиации и космонавтики Ле-Бурже.

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Ракеты-носители среднего класса сегодня весьма востребованы, это выгодный бизнес, однако Европейское космическое агентство на них не остановилось и в середине 80-х годов начало разработку тяжелой космической ракеты «Ариан-5».

Ее основная ступень имеет экологичный и выгодный с точки зрения энергетики, но хлопотный в плане эксплуатации криогенный водородно-кислородный ЖРД. К ней с боков пристыкованы два твердотопливных ускорителя и надо всем этим возвышается вторая ступень – разгонный блок с отсеком полезной нагрузки.

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Второй пуск 30 октября следующего года тоже был не совсем удачен – хотя обошлось без аварии, программу полета выполнить не удалось. И все же ракету удалось довести, удалось исправить ошибки в конструкции и технологии производства, и 21 октября 1998 г. ракетой «Ариан-5» были выведены на орбиту спутники MaqSat 3 и ARD – также продукты Европейского космического агентства

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Музей авиации и космонавтики Ле-Бурже. Часть 10

Источник: naukatehnika.com

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*