Главная » Наука и техника » Как поживаешь, Коспас?
Элби_тойота_Прадо_Page

Как поживаешь, Коспас?

Очень скоро в одном из зимних номеров журнала «Наука и техника» 2018 выйдет большая статья о системе Коспас. А сегодня небольшой познавательный анонс-предыстория. 

Странное это какое-то название «Коспас-Сарсат» (Cospas-Sarsat), неправда ли?  Уж точно не на слуху.  Но посмотрите на его логотип

Как поживаешь, Коспас?

Догадались? Слово «SOS» без всякого сомнения наводит на определенную мысль.  Именно сигнал «SOS» объединил две системы в одну международную: российскую систему Коспас (космическая система поиска аварийных судов — это первоначально, а затем уже к судам добавилась авиация и персональные пользователи) и аналогичную систему Сарсат западных партнеров. Когда сегодня речь заходит о спасании с использованием спутников терпящих бедствие людей, то именно название этой уникальной международной системы и имеется в виду.  Для оказания помощи попавшим в беду и было начато сотрудничество между Востоком и Западом. Вот так исторически и произошло, что «SOS» почти символически объединил две системы, российскую и западную.

Так вот, 14 декабря 1986 года при крушении вертолета в заснеженной и холодной полярной тундре в районе Тюмени были спасены первые 8 наших соотечественников благодаря пришедшим через космос сигналам бедствия от аварийного радиобуя. Это сработала та жа самая Система Коспас-Сарсат.  С тех пор более 1700 граждан (сначала СССР, а потом России) были спасены при использовании данных глобальной системы поиска и спасания. 

А в преддверии этого события 30 июня 1982 года был запущен первый для Системы советский спутник Коспас-1 и уже 10 сентября того же года были спасены 3 канадца с разбившегося легкого самолета.

Всего в мире к настоящему моменту данная система предоставила аварийную информацию и местоположение бедствия для спасения более 44 тысяч человек при проведении около 13 тысяч поисково-спасательных операций.

«44 тысячи спасенных — не так уж и много.» — скажете вы!  Но если, допустим, средняя семья состоит из 4 человек, то умножьте это на 4 и вы получите 44000 x 4 = 186000 человек. Вот вам и небольшой город без вдов и сирот.  Идем дальше.  По оценкам западных экспертов для полной замены одного работника на его рабочем месте государству требуется затратить не менее 4 млн. долларов США (рождение, воспитание, получение профессии и т.д.). Так что это 44000 x 4000000 = 186 мрд. долларов США.  Впечатляет!?

Инициаторами создания данной международной организации стали бывший СССР, США, Франция и Канада. Сейчас она обьединяет в своих рядах 44 государства, а предоставляет аварийную информацию и местоположение бедствия на недискриминационной основе и бесплатно любому конечному пользователю без всякого исключения в любом государстве мира.  Одно лишь условие — в наличии должен быть аварийный радиобуй (морской или авиационный или персональный) для подачи сигнала бедствия. Радиобуй нужно зарегистрировать, чтобы знать владельца.  Всего же в мире уже более 2 млн. радиобуев Коспас-Сарсат, работающих на частоте 406 МГц.  Масса и стоимость радиобуя небольшая, к примеру, персональный радиобуй — это около 180 грамм веса и стоит он порядка 250 долларов США.

Создавалась система в 80-ые годы прошлого столетия в так называемые времена «холодной войны». Этот гуманитарный по своей сути и в тоже самое время высокотехнологичный проект был реализован, выстоял (при том, что очень многие международные проекты не выдержали испытание временем) и успешно развивается по сей день благодаря общим усилиям всего международного сообщества.

Расходы на систему относительно невысокие. Так, к примеру, поисково-спасательные нагрузки Коспас-Сарсат (бортовые радиокомплексы) не требуют специализированных носителей и устанавливаются в качестве вторичных на уже существующие типы навигационных и метеорологических космических аппаратов. Система самоопределяет координаты радиобуя с точностью, достаточной для успешной работы служб поиска и спасания.  Эксплуатация и развитие Системы осуществляется под руководством Секретариата, базирующегося в Монреале, Канада.

Так вот, возвращаясь к событию 35-летней давности 10 сентября 1982 года. Недавно мы разыскали одного из спасенных (а им оказался все еще действующий пилот Боинга) и он нам поведал следующую историю.

«Моя 24-летняя дочь, узнав, что я направляюсь на совещание Коспас-Сарсат, спросила: «Мама рассказала мне о каком-то спутнике, который когда-то спас тебе жизнь»

«Да, подтвердил я. — Меня обнаружил спутник.  И я лечу на встречу с людьми, которые каждодневно обеспечивают работу этой спутниковой системы.»

Тогда дочь спросила: «И если бы не этот спутник, который тебя нашел, то меня бы не было на этом свете???»

В ответ я кивнул: «Да, это так!»

И тогда, выдержав паузу, она попросила: «Пожалуйста, передай этим людям лично от меня огромное спасибо …»

А еще никогда не забуду, как однажды на одной из встреч, когда предоставили слово одному тоже уже немолодому человеку, спасенному с помощью нашей системы, он не смог сказать ни слова, у него капали слезы и он просто протянул фотографии своих трех симпатичных внуков.  Вот и все …

Откликнувшись на веление времени, Система Коспас-Сарсат дополительно реализовала и функцию по борьбе с терроризмом и пиратством на морских судах.

А в прошлом году вышла книга об истории создания и развития Системы Коспас-Сарсат и в первую очередь речь в ней идет о человеческой (а лучше и точнее сказать человечной) кооперации стран-участниц.

В марте прошлого же года принята Федеральная космической программа России на 2016 — 2025 годы, в которую в том числе заложены планы и бюджет по дальнейшей поддержке и развитию Системы Коспас-Сарсат, включая использование новой для Системы группировки из российских спутников Глонасс, американских GPS и европейских Galileo. 

От себя хочется добавить, что Федеральное государственное унитарное предприятие Морсвязьспутник, Российское космическое агентство, Министерство транспорта и Министерство иностранных дел вносят свой значительный вклад в поддержание и развитие международной кооперации в рамках Программы Коспас-Сарсат.

Перед нами реально осязаемый пример международного сотрудничествав интересах людей — оказать им помощь в беде.

Как поживаешь, Коспас?

Не хороший ли предмет для подражания?

Те, кого интересует более подробная информация по Системе Коспас-Сарсат, могут зайти на сайт (на 3 языках).

Источник: naukatehnika.com

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*