Главная » Политика » XIX Всекитайский съезд КПК — открытый взгляд в будущее страны и мира

XIX Всекитайский съезд КПК — открытый взгляд в будущее страны и мира


   			XIX Всекитайский съезд КПК — открытый взгляд в будущее страны и мира

24 октября завершился XIX съезд Коммунистической партии Китая. Он стал событием не только общегосударственного, но и без преувеличения мирового масштаба. Ни в одной стране ни один съезд партии ещё не привлекал такого пристального внимания, как форум китайских коммунистов. Поставлен исторический рекорд, в частности, в том, что 1 818 зарубежных корреспондентов освещали это событие, более того, на протяжении нескольких дней подряд ведущие СМИ разных стран следили за ходом съезда. Для мира XIX Всекитайский съезд КПК стал событием глобального и исторического характера.

В преддверии форума американский канал Discovery выпустил документальный фильм «Китай: время Си». Говоря об идее этой картины, её создатель Викрам Чанна отметил, что историческая перспектива заставила творческую команду осознать то, что «в диалоге о новом видении мира позиция Китая важнее, как никогда, в связи с его уникальным путём, трансформацией и влиянием на протяжении последних 40 лет». Вступление социализма с китайской спецификой в новую эпоху — это время приближения КНР к центральному месту на мировой арене, а также время большого вклада Китая в человечество. У мира есть все основания придерживаться высоких ожиданий от такой эпохи.

Съезд привлёк всеобщее внимание и заставил мир задуматься, почему механизм управления благополучно работает? В этом отношении поражает не результат, полученный под руководством партии, а сама партия — успешный ключевой элемент в механизме управления большой страной.

Будущие установки в культурной, экологической и даже общественной сферах, которые являются «внутренним делом» Китая, стали фокусом внимания многочисленных международных СМИ, что в полной мере показывает значимость КНР в современной международной системе.

Перспективный путь взаимодействия Китая с миром — это другая причина, почему разные страны следили за ходом съезда. Международный рынок детально изучает экономические сигналы, которые он подал, считая, что постепенно открывающаяся китайская экономика окажет позитивное влияние на глобальную экономику. Дипломаты разных стран, анализируя такие концепции, как «международные отношения нового типа» и «сообщество с единой судьбой человечества», определяют позицию Китая по отношению к будущему международному процессу. Хотя разные стороны придерживаются различных мнений, все они считают, что современный Китай переживает исторический этап «укрепления силы», что предполагает формирование роли КНР на международной арене, которая приносит людям «чувство приобретения», а миру — «чувство справедливости».

С точки зрения мировой истории, доклад съезда подчёркивает успех социализма с китайской спецификой. КНР не будет копировать системы других стран. С точки зрения исторического отрезка времени, особое значение практики Китая заключается в твёрдой приверженности собственному пути для осуществления развития, а в соответствии с реальной ситуацией в современной международной политике успех Китая принесёт больше уверенности развивающимся странам.

Выступая на форуме с докладом, Председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что социализм с китайской спецификой вступил в новую эпоху, основное противоречие китайского общества уже трансформировалось в противоречие между растущими потребностями жителей страны в прекрасной жизни и несбалансированным, недостаточным развитием. Вместе с этим лидер КНР отметил, что трансформация основного противоречия китайского общества не меняет определения исторического периода, в котором находится социализм в стране. Общая ситуация с начальной стадией социализма с китайской спецификой не изменилась, более того, она будет продолжаться ещё на протяжении длительного времени. Кроме этого, международный статус КНР в качестве крупнейшей в мире развивающейся страны не изменится.

Трансформация основного противоречия в обществе является важным историческим изменением, которое оказывает влияние на всю ситуацию в стране. Основные перемены проявляются в следующих десяти сферах: постепенный переход от неразвитого состояния к умеренному развитию; постоянное повышение способностей развития всего народа и уровня развития; сокращение доли бедного населения в общей численности, конечное искоренение бедности; постоянное повышение уровня жизни людей, переход от бедной жизни к наличию еды и одежды, от уровня среднего достатка к среднезажиточному обществу и к общей зажиточности всего народа; трансформация от традиционного сельскохозяйственного государства к индустриализации, информатизации, урбанизации и модернизации; переход от высокой доли сельского населения, которое главным образом опиралось на ручной труд, к крупнейшей в мире индустриальной стране с основным развитием современного сельского хозяйства и сферы услуг, а также где большую часть составляет несельское население; уменьшается разница в развитии между районами; трансформация от ситуации с высокой безграмотностью и отсталым научно-техническим образованием к стране с развитым образованием и научно-техническими инновациями; сокращение экологического разрыва между человеком и природой; становится меньше различий между Китаем и странами с передовым уровнем развития, в КНР заложена более высокая основа для осуществления целей в рамках «Двух столетий». Следует отметить, что цель к столетию основания КПК — построение общества средней зажиточности, а к столетию основания КНР — осуществление социалистической модернизации.

Однако общая ситуация с начальной стадией китайского социализма не изменилась, все ещё не решены некоторые проблемы, связанные с неравномерным и недостаточным развитием. Сегодня Китай переживает колоссальные изменения, однако страна ещё не вышла из начальной стадии социализма. Такая ситуация сложилась потому, что заметно увеличился общий уровень общественных производственных сил, по многим аспектам Китай вышел на передовые позиции в мире, однако по-прежнему не сбалансированы и недостаточно развиты социальные услуги, научно-технические и инновационные способности, культурный потенциал, экологическая производственная мощность. Именно совокупность этих факторов главным образом сдерживает население Китая в удовлетворении постоянно растущих потребностей в прекрасной жизни. Это означает, что социализм с китайской спецификой всё ещё не ликвидировал все возможные факторы неразвитости. КНР необходимо развивать общественные производственные силы, только таким образом возможно осуществить всестороннюю модернизацию социализма.

Со времени проведения XVIII съезда КПК международный статус Китая беспрецедентно укрепился, КНР постепенно приближается к центру мировой арены, однако её международный статус в качестве крупнейшей развивающейся страны не изменился. КНР занимает второе место в мире по общему экономическому объёму, однако по среднедушевому ВВП страна находится лишь на 90-м месте. Китай является самой многонаселённой страной, однако по индексу человеческого развития среди 188 государств и районов мира он занимает 90-ю позицию. Производительность труда в КНР по-прежнему значительно ниже по сравнению с аналогичным показателем в США. В связи с большим населением в Китае и, соответственно, маленькой долей ресурсов на человека ситуация со слабой экологической основой и ограничительными условиями развития не изменилась. В то же время КНР стоит перед лицом некоторых серьёзных новых вызовов, таких как старение населения и снижение рождаемости, ограничение энергоснабжения. Это означает, что Китаю нужно не только догнать развитые страны, но и обогнать их модель модернизации для того, чтобы на более высокой, новой и «зелёной» отправной точке осуществлять инновацию и модернизацию пути.

В целом такова позиция Китая, который стремится из крупной страны превратиться в сильное государство. В связи с тем что происходит трансформация основного противоречия в китайском обществе, КНР будет стремиться к высококачественному и инновационному развитию, удовлетворять разнообразные потребности народа, стимулировать осуществление всесторонней модернизации. Именно потому, что Китай находится на начальной стадии социализма, развитие страны может предоставить большие возможности для мира, постепенно укрепляются комплексная национальная сила и международное влияние. И именно потому, что Китай по-прежнему является крупнейшей развивающейся страной в мире, ему необходимо углублять сплоченность и сотрудничество с другими развивающимися государствами, активно продвигать справедливое и сбалансированное развитие в глобальных масштабах, способствовать тому, чтобы такие страны пошли по пути модернизации. Китай сможет достичь большего прогресса только тогда, когда развитие получат развивающиеся и неразвитые страны мира, и станет более богатым, когда эти государства будут состоятельнее.

В докладе на открытии съезда Си Цзиньпин чётко выразил стремление укреплять обмены с зарубежными партиями и политическими организациями. На настоящий момент КПК поддерживает регулярные связи с более 400 политическими партиями и организациями более 160 стран.

Зам. заведующего отделом международных связей ЦК КПК Го Ежоу заявил, что партия уделяет внимание контактам с зарубежными политическими партиями не только со схожими воззрениями, но и с разными идеями.

КПК и правительство Китая уделяют большое внимание развитию связей с соседними странами: проводят регулярные теоретические семинары с компартиями Вьетнама и Народной революционной партией Лаоса, активно и плодотворно сотрудничают в подготовке кадров, поддерживают диалог с Трудовой партией Кореи, сохраняют тесные отношения с основными партиями Монголии и России. Обмен между партиями КПК и Японии является отличительной чертой китайско-японских отношений.

По итогам съезда Китай планирует учредить или сформировать четыре новых органа. Вкратце осветить задачи и принципы новых структур можно следующим образом.

В докладе съезду отмечается, что всестороннее обеспечение законности в государственном управлении — глубокая революция. Необходимо твёрдо придерживаться верховенства закона, продвигать работу по обеспечению научной обоснованности законотворчества, строгому правоприменению, справедливому правосудию и всенародному соблюдению закона. Решение этих задач призвана выполнить руководящая группа ЦК КПК по всестороннему обеспечению законности в государственном управлении с целью усиления единого руководства в построении «правового Китая», укрепить единое руководство в строительстве системы верховенства закона в стране. Партийным организациям и всем членам КПК необходимо подавать пример населению в уважении, изучении, соблюдении и применении права. Никто — ни организация, ни отдельное лицо — не должен переходить за привилегии, установленные Конституцией, абсолютно недопустимо ставить приказы выше закона, злоупотреблять властью для подавления закона, гнаться за выгодой и нарушать закон, попирать его в корыстных целях.

Органы по управлению государственными природоресурсными активами и мониторингу и контролю за природными экосистемами призваны укреплять общее планирование, организацию и руководство в строительстве экологической цивилизации, совершенствовать систему управления экологией, интегрировать функции всех национальных владельцев природных ресурсов и активов всенародной собственности, унифицировать регулирование применения национальных территориальных пространств и функций защиты и восстановления экологии, стандартизировать осуществление функций контроля над эмиссией загрязняющих веществ в городских и сельских районах, а также административного правоприменения в этой сфере. Необходимо создать систему развития и сохранения государственной территории, совершенствовать соответствующий политический курс для основных функциональных районов, строить систему заповедников, образованных на основе государственных парков. Одновременно с этим необходимо решительно сдерживать и наказывать действия, которые уничтожают экологическую среду.

Для претворения в жизнь положения доклада «Твёрдо следовать пути усиления армии с китайской спецификой, всесторонне продвигать модернизацию национальной обороны и армии» на органы по обеспечению и управлению демобилизованными военнослужащими возлагаются задачи придерживаться единого курса в обогащении страны и усилении армии, способствовать осуществлению единого руководства, высокоуровневого планирования, реформирования, инноваций и важных проектов, углублять реформы в национальной оборонной науке и технике, формировать структуру глубокого развития на базе военной и гражданской интеграции, создавать единую национальную стратегическую систему с соответствующим потенциалом. Вместе с этим необходимо совершенствовать систему всеобщей оборонной мобилизации, строить сильную, стабильную современную пограничную, морскую и противовоздушную оборону. Кроме этого, также нужно сформировать учреждение по управлению и защите демобилизованных военнослужащих, защищать законные права и интересы военнослужащих и членов их семей, для того чтобы профессия военнослужащего в обществе стала уважаемой.

Для углубления реформирования инспекционной системы, развёртывания пилотных проектов в этом контексте по всей стране будут предназначены контрольные комиссии на национальном, провинциальном, городском и уездном уровнях, работающие на основе объединения служебных обязанностей совместно с партийными органами по проверке дисциплины и таким образом осуществляющие всеохватный контроль над всеми госслужащими. Вместе с этим необходимо утвердить национальный закон о контроле, в соответствии с которым для инспекционных комиссий будут определяться служебные обязанности, права и методы расследования. Вместо «двух постановлений» (давать разъяснения в назначенное время и в назначенном месте) будут приняты меры по задержанию.

Углубление структурного реформирования системы контроля, создание Национального комитета по проверке дисциплины и надзора нацелены на укрепление централизованного единого руководства КПК в антикоррупционной работе, строительство единой авторитетной и эффективной системы государственного контроля, обеспечение охвата контролем всех государственных служащих, продвижение модернизации системы государственного управления и способностей управления,

— заявил на пресс-конференции во время работы съезда замсекретаря комиссии ЦК КПК по проверке дисциплины, министр контроля КНР, начальник Управления по предотвращению коррупции Ян Сяоду, отвечая на вопросы журналистов по поводу создания в следующем году Национального комитета по контролю.

Позиция «Разработать закон о контроле, в соответствии с которым определить для контрольных комиссий служебные обязанности, права и методы обследования, использовать вместо меры «Два постановления» (в назначенное время и в назначенном месте дать разъяснения) меру задержания» — одна из самых обсуждаемых.

Эксперты признают, что углубление реформирования системы контроля является инновационной мерой по утверждению системы надзора с китайской спецификой, что полностью отличается от режима контроля с принципом «разделения законодательной, исполнительной и судебной власти» на Западе. «Закон об административном контроле» будет изменен на «Закон о государственном контроле», который наделит инспекционные структуры необходимыми полномочиями и методами ведения расследования для борьбы с коррупцией на базе верховенства закона. Это будет способствовать модернизации системы госуправления. В Китае органы контроля не являются ни административными, ни правосудными структурами, они от лица партии и государства исполняют право контроля.

Кроме того, что Китай сегодня играет ведущую роль в мировой экономике, невероятно масштабны его достижения в области науки и новых технологий. За последние пять лет КНР совершила всесторонний прорыв в науке и технике, развитие важных и передовых научно-технических инноваций и технологий идёт в ногу со временем. «Китайские стандарты», «китайское производство» постепенно выходят на передовые позиции в конкурентной борьбе на международном рынке.

В стране активно реализовывалась стратегия стимулирования развития за счет инноваций, огромные успехи отмечены в работе над созданием государства инновационного типа, в частности, один за другим достигнуты важнейшие результаты научно-технологической деятельности. Вот некоторые из крупномасштабных проектов, успешно воплощённых только в этом году.

После почти пятимесячного полёта, 17 сентября, китайский грузовой космический корабль «Тяньчжоу-1» отстыковался от космической лаборатории «Тяньгун-2», продолжив выполнение ряда экспериментов и испытаний перед выводом с орбиты.

Церемония спуска на воду второго китайского авианосца, первого произведённого в Китае, прошла 26 апреля.

С 21 сентября моторвагонные поезда «Фусин», созданные в соответствии с китайскими стандартами, начали курсировать по маршруту Пекин — Шанхай со скоростью 350 км/ч. После запуска поездов «Фусин» время в пути из Пекина в Шанхай по самой быстрой высокоскоростной железной дороге составляет лишь 4 часа 28 минут.

Авиалайнер китайской разработки C919 совершил свой первый полёт 5 мая.

Разработка этого узкофюзеляжного авиалайнера началась в 2008 году с целью снизить зависимость рынка воздушного транспорта КНР от продукции западных производителей. В течение процесса разработки самолёта было запланировано достижение 102 ключевых технологических прорывов, включая интеграцию авиационного двигателя, технологию активного контроля и др.

Крупнейший в мире китайский радиотелескоп впервые c момента запуска смог обнаружить два новых пульсара. Один из них находится на расстоянии 16 тыс. световых лет от Земли, второй — в четырёх. Пульсары — это вращающиеся с высокой скоростью нейтронные звёзды, которые испускают строго периодические импульсы электромагнитного излучения. Учёные, впервые обнаружившие их в конце 1960-х годов, из-за такой периодичности сигналов приняли их за голоса внеземных цивилизаций. Главная задача, которую необходимо решить исследователям, — установить природу -источник энергии этих астрономических объектов.

В северной части Южно-Китайского моря 18 мая добыт образец «горящего льда». Успешное проведение первой опытной добычи гидратов природных газов означает, что Китай стал первой в мире страной, добившейся бесперебойного и стабильного получения гидратов природных газов во время опытной добычи в морской акватории.

Команда экспертов Научно-технического университета Китая 10 августа объявила, что первый в мире экспериментальный спутник квантовой связи «Мо-цзы» успешно завершил три научных опыта: распределение квантовой запутанности, распределение квантовых ключей и квантовую телепортацию.

Подобные достижения и уникальные открытия стали возможными в немалой степени благодаря тому, что быстро развивающаяся страна стремится дать шанс каждому молодому китайцу получить образование.

По информации министра образования КНР Чэнь Баошэна, в рамках специального плана приёма студентов для школьников из бедных районов за последние пять лет вузы дополнительно приняли 370 тыс. абитуриентов из деревень, бедных районов и центрально-западных районов страны.

Если говорить, что в один университет поступили 2 000 новых студентов, то эта цифра означает, что в Китае построили более 100 вузов,

— сказал Чэнь Баошэн.

Основным приоритетом на будущее в КНР по-прежнему остаётся развитие образования. Следует содействовать интегрированному обязательному обучению в городе и селе, развивать дошкольное воспитание, обеспечивать равные возможности получения качественного образования каждым ребёнком.

Благодаря значительному повышению объёма вложений в образование в сельских и бедных районах решены трудности получения образования детьми из бедных семей, а также эффективно предотвращена проблема передачи нищеты из поколения в поколение.

В подтверждение вышесказанного приведём пример Синьцзяна, где доля бедного населения стремительно сокращается.

После XVIII съезда ЦК КПК выдвинул ряд важных политических установок, нацеленных на улучшение жизненных условий в Синьцзяне, чётко установив цель достижения общественной стабильности и безопасности. С 752,9 млрд. юаней в 2012 году ВВП в Синьцзяне увеличился до 965 млрд. в 2016-м, среднедушевой ВВП с 33 902 юаней в 2012 году увеличился до 40 564 юаней в 2016-м. Девятнадцать провинций и городов страны организовали около 5 000 проектов помощи Синьцзяну, вложили свыше 47,5 млрд. юаней, тем самым дав толчок общественному и экономическому развитию автономного района.

Благоприятные климатические и географические условия позволяют выращивать здесь острый красный перец, именно отсюда он вывозится для производства многих известных марок. По словам местных жителей, доход от каждого му — 1 500-2 000 юаней.

Несколько лет подряд расходы на благосостояние синьцзянского народа составляли более 70% от общего бюджета. Председатель народного правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР Шохрат Закир отметил, что численность бедного населения в Синьцзяне с 2,61 млн. в 2013 году сократилась до 1,22 млн. в 2016-м, а в текущем уменьшится ещё на 590 тысяч. В то же время администрация автономного района продвигает различные проекты во благо народа, а именно — программу жилищного строительства для крестьян и скотоводов, проект гарантированного жилищного строительства в городах, введение бесплатного образования на 15 лет на юге Синьцзяна.

На текстильной фабрике в Синьцзяне шьют одежду более 600 человек — выходцев из бедных семей и представителей излишней рабочей силы.

Утверждение Синьцзяна в качестве центральной зоны экономического пояса Шёлкового пути подарило ему важную историческую возможность, он уже превратился из внутриконтинентального края в ворота в западные от Китая страны, а также из конечного пункта стал центром,

— констатировал Шохрат Закир.

ВозвращаЯсь к обзору рабочего процесса XIX съезда, необходимо отметить, что на нём впервые был установлен специальный «коридор» для делегатов съезда, где им напрямую смогли задать вопросы китайские и иностранные журналисты.

По мнению последних, введение «коридора» для представителей съезда способствует повышению прозрачности деятельности КПК. Не только чиновники, но и простые работающие граждане Китая получили возможность пройти по «коридору». Выраженные ими мнения по некоторым вопросам, интересующим китайский народ и международное сообщество, обладают наибольшей убедительностью. Изложение собственной точки зрения делегатами съезда демонстрирует демократию в управлении партийными делами и всесторонне отражает проблемы разных слоев населения Китая.

Подобное мероприятие является прогрессивным шагом, поскольку позволяет глубже ознакомить Запад с надеждами и реальными возможностями страны путём распространения более открытой и прозрачной информации и таким образом продемонстрировать открытость страны всему миру.

Ирина ПРОКОФЬЕВА.
По материалам газеты «Жэньминь Жибао».

Источник: slovo.kg

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Не пропустите

6e18f2f9c7e19544fdf688bfe19aa4fc

В Кыргызстане минимизированы коррупционные риски – вице-премьер Кенекеев

На протяжении 6 лет Кыргызская Республика эффективно реализует мероприятия, связанные с предупреждением коррупционных проявлений и ...