Главная » Политика » СНГ: Договор о зоне свободной торговли не выполняется

СНГ: Договор о зоне свободной торговли не выполняется

	СНГ: Договор о зоне свободной торговли не выполняется

Премьер-министр Сапар Исаков принял участие в очередном заседании Совета глав правительств стран Содружества Независимых Государств, которое состоялось в Ташкенте, затронув вопросы относительно ситуации, сложившейся на кыргызско-казахской и российско-казахской госграницах.

В апреле текущего года кыргызская сторона ратифицировала Протокол от 31 мая 2013-го о применении Договора о зоне свободной торговли между его сторонами и Республикой Узбекистан, создав тем самым правовые условия для расширения круга государств — участников договора и развития торгово-экономических связей на пространстве Содружества, сообщил он.

Глава кабмина выступил на расширенном заседании с речью.

Важным условием экономического роста в государствах — участниках СНГ и развития взаимной торговли является выполнение всеми участниками договора взятых на себя обязательств. К сожалению, в настоящее время сложно говорить о функционировании зоны свободной торговли из-за несоблюдения отдельными государствами Содружества принципа свободы транзита товаров,

— продолжил Сапар Исаков, рассказав о ситуации, сложившейся на кыргызско-казахском, а также российско-казахском участках межгосударственных границ.

Вопреки действующим соглашениям и договорённостям между Кыргызстаном и Казахстаном о создании благоприятных условий для взаимных поездок граждан, имеющимся обязательствам в рамках Договора о зоне свободной торговли СНГ, Договора о Евразийском экономическом союзе и Генерального соглашения о торговле и тарифах ВТО, казахская сторона, пользуясь своим транзитным преимуществом, с 10 октября 2017 года начала создавать искусственные барьеры кыргызстанцам и иностранным гражданам, нашим грузоперевозчикам и иностранным, следующим из Кыргызстана транзитом через территорию Казахстана, при пересечении кыргызско-казахской, а также казахско-российской госграниц. В итоге, добавил премьер, ежедневно в очереди стояло от 500 до 600 грузовых автомашин, а для пересечения границы одного транспортного средства уходило пять суток. Отметил С. Исаков и необоснованность чрезмерного досмотра транзитных грузов ТIР-корнет в специальных таможенных терминалах. И то, что каждый раз казахская сторона приводила различные аргументы и обоснования введённому ограничению торговли на кыргызско-казахском участке госграницы, включая контрабанду.

Можно ли назвать контрабандой 20% грузов с сельско-хозяйственной продукцией (картофель, лук, сливы, виноград), выращенной в Кыргызстане, или молочную продукцию, поставляемую на рынки Казахстана с предприятий, находящихся в едином реестре Евразийского экономического союза? А может быть, и транзит 80% грузов в Россию тоже является контрабандой?

— задался вопросами премьер. Сообщил он и о фактах задержания и досмотра железнодорожных вагонов, следующих из третьих стран в Кыргызстан под пломбами и в рамках международных торговых соглашений.

Так, предприниматели Кыргызстана получают уведомления от Комитета госдоходов Казахстана о необходимости прибытия наших предпринимателей в их страну для проведения: (цитата) «тщательного (полного) таможенного досмотра» грузов. С. Исаков подчеркнул — транзитных грузов из Европы.

«Или в одночасье все грузы, следующие в Кыргызскую Республику, стали контрабандными? — задал он очередной вопрос. — Сегодня уже всем очевидно, что таким необоснованным действиям компетентных органов Казахстана подвергаются не только кыргызские перевозчики, но и бизнесмены других государств, следующие транзитом в Кыргызскую Республику.

Создание искусственных барьеров приводит к значительным временным и финансовым затратам предпринимателей и противоречит основным принципам интеграционного объединения — свободы перемещения товаров, услуг, людских ресурсов и капитала, тем самым подрывая основы интеграционных целей — обеспечение качественного уровня жизни наших граждан вне зависимости от страны!

Таким образом, убытки терпит бизнес как Кыргызстана, так и Казахстана, а также бизнесмены третьих стран.

В свою очередь наше правительство приняло меры по стабилизации и недопущению эскалации ситуации на кыргызской стороне границы, обеспечив водителей грузовых автомашин горячим питанием, медобслуживанием и другими услугами».

Сапар Исаков ещё раз подчеркнул, что принимаемые Казахстаном меры идут вразрез с нормами международного права, действующих двусторонних кыргызско-казахских соглашений и существующих положений в рамках интеграционных объединений, участниками которых являются Кыргызстан и Казахстан. Он сообщил, что 10 ноября этот вопрос рассмотрит Комитет по торговле ВТО.

Однако правительство Кыргызстана надеется, что введённые казахской стороной усиленные меры контроля носят временный характер и сторонам удастся решить этот вопрос в рамках братских и добрососедских отношений,

— заключил Сапар Исаков.

Позже при рассмотрении сторонами вопроса об исполнении Договора о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 года Сапар Исаков сообщил, что Казахстан нарушил нормы статьи 7 договора «Свобода транзита», согласно которой регулирование транзита товаров и транспортных средств должно осуществляться сторонами в соответствии с положениями статьи 5 Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года (ГАТТ 1994), то есть устанавливается свобода транзита через территорию каждой договаривающейся стороны по маршрутам, наиболее удобным для международного транзита, для транзитных перевозок на территории или из территорий других договаривающихся сторон.

При этом в соответствии с пунктом 5 вышеуказанной статьи каждая из сторон должна предоставлять товарам, которые находятся в транзите через территорию любой другой стороны, режим не менее благоприятный, чем режим, который предоставили таким товарам, если бы они транспортировались с места происхождения к месту назначения без перемещения через территорию такой другой стороны.

Более того, в соответствии с пунктом 4 данной статьи таможенным органам сторон следует взаимно признавать национальные средства идентификации, иные средства таможенного обеспечения и документы, требуемые для контроля товаров и перевозящих их транспортных средств, в соответствии с международными конвенциями, участницами которых являются стороны, и/или достигнутыми между ними договоренностями.

Очевидно, что действия казахской стороны при транзите через территорию Казахстана кыргызских грузов — это прямое нарушение положений договора и международных обязательств Казахстана, подписанных и ратифицированных в установленном порядке.

Кроме того, в соответствии со статьей 12 договора о взаимной торговле санитарные и фитосанитарные меры должны применяться в соответствии с правилами и принципами соглашения ВТО, а также международных договоров, участницами которых являются стороны. При этом, как отмечено в отчёте Исполнительного комитета СНГ, применяемые меры не должны становиться инструментом дискриминации торговых партнёров и создавать излишние препятствия во взаимной торговле.

Требования, предъявляемые казахской стороной к кыргызской продукции, подлежащей фитосанитарному контролю при поставках и транзите через территорию Казахстана, также не соответствуют положениям данной статьи.

Поэтому наша республика считает, что Договор о зоне свободной торговли не в полной мере исполняется Казахстаном в связи со скрытым ограничением торговли при перемещении товаров через его территорию.

Премьер-министр Сапар Исаков подписал решение Совета глав правительств стран СНГ «О ходе реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года» с особым мнением по нарушениям Республикой Казахстан.

Всего на заседании стороны подписали следующие документы:

  • о Соглашении об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров в государствах — участниках СНГ;
  • о Протоколе о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года;
  • о Протоколе о внесении изменений в Соглашение о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков стран — участниц СНГ от 24 ноября 2006 года;
  • о ходе реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года;
  • о Заявлении глав правительств стран — участниц Содружества Независимых Государств о консолидации усилий мирового сообщества для эффективного противодействия международным картелям;
  • о внесении изменений в Положение о Координационном транспортном совещании стран — участниц СНГ;
  • о Соглашении об обмене информацией в рамках Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также их финансированием;
  • о Концепции сотрудничества стран-участниц СНГ в области мелиорации земель и Плане первоочередных мероприятий по ее реализации;
  • о Концепции сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в области нефтегазового машиностроения и Плане первоочередных мероприятий по её реализации;
  • о ходе подготовки к проведению переписей населения раунда 2020 года в государствах — участниках Содружества;
  • об использовании ассигнований на создание и развитие объединённой системы противовоздушной обороны стран — участниц СНГ и обеспечение деятельности Координационного комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств — участников Содружества в 2016 году;
  • о выделении ассигнований на создание и развитие объединённой системы противовоздушной обороны государств — участников Содружества в 2018 году;
  • о финансировании в 2018 году Плана мероприятий по реализации Основных направлений дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн — участников локальных конфликтов и членов их семей в странах — участницах СНГ на период до 2020 года;
  • об исполнении единого бюджета органов СНГ за 2016 год;
  • о внесении изменений в единый бюджет органов СНГ на 2017 год;
  • об изменении размеров долевых взносов стран — участниц СНГ на обеспечение деятельности Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров стран — участниц СНГ из единого бюджета органов СНГ;
  • о едином бюджете органов СНГ на 2018 год;
  • о внесении изменений в Решение Совета глав правительств СНГ от 25 мая 2007 года о финансовом обеспечении деятельности органов Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ и предельной численности его Исполнительной дирекции;
  • о заместителе руководителя Антитеррористического центра СНГ.

Фото Сабыра АЙЛЬЧИЕВА.

Источник: slovo.kg

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Не пропустите

de6931d839cb2beb4133aa9e3089094e

Трамп поблагодарил Путина за оценку экономики США

Президент США Дональд Трамп в телефонном разговоре с президентом России Владимиром Путиным поблагодарил его за ...