Уже 10 дней Государственный центр судебных экспертиз живет без руководства

Десять дней Государственный центр судебных экспертиз живет, как говорится, без руля и ветрил. Его директор Толкун Бекбулатова 15 июня временно отстранена от занимаемой должности приказом министра юстиции Жылдыз Мамбеталиевой. А 16 июня представители Минюста опечатали даже дверь директорского кабинета.

Война компроматов

Причем в Минюсте пока не объяснили ни самой Бекбулатовой, ни сотрудникам центра, что происходит и за какие такие грехи так обошлись с их директором. А в отсутствии достоверной информации, как известно, множатся слухи: якобы нынешний министр юстиции хочет восстановить в должности бывшего директора Центра судебных экспертиз, который якобы ее родственник и которого уволил предыдущий министр. Отсюда, дескать, как считают сотрудники, такой сильный психологический прессинг оказывается на Бекбулатову.

Другие говорят, что причиной таких крутых мер стала жалоба десяти сотрудников, изливших свое недовольство работой директора в разные инстанции, в том числе в Минюст. Но не исключено, что эту жалобу могли и организовать. В коллективах всегда ведь остается так называемая "пятая колонка" из сторонников предыдущего руководства, при котором они как сыр в масле катались.

Но как бы то ни было, жалоба десяти человек, недовольных стилем руководства директора Бекбулатовой, поступила в Минюст и еще в шесть госструктур. Коллектив Центра судебных экспертиз раскололся, как это всегда и бывает, надвое. Но поддерживающих Бекбулатову оказалось значительно больше. Война компроматов продолжается уже несколько месяцев, вплоть до проведения пресс-конференции в информагентстве. Кстати, аренда зала для публичных заявлений стоит недешево. И очень сомнительно, чтобы возмутители спокойствия, у которых явно небольшие зарплаты, выбросили по нескольку сотен на это.

Набирающий обороты скандал, конечно, не может не сказаться на работе центра. Судебная экспертиза - специфическая сфера, требующая от специалистов сосредоточенности и внимания. Но люди издерганы неизвестностью, слухами, которые Минюст своими необъяснимыми действиями только множит вместо того, чтобы положить им конец. Судя по характеру конфликта и ответу из ГКНБ, конфликт носит местечковый, узковедомственный характер и нет причин раздувать его.

"Мы просим, чтобы приняли соответствующие меры в отношении деятельности нынешнего директора госцентра Бекбулатовой. Ведь во многом судьба республики зависит от нашей работы и качества. Какова будет наша работа, такова будет работа соответствующих служб. Наш орган – это единственный орган. Прошло чуть больше года, как возник вопрос у экс-министра юстиции Шыкмаматова об освобождении директора госцентра Бекбулатовой от занимаемой должности. Коллектив в тот момент подписал письмо в ее поддержку, но сейчас под ее руководством работать стало фактически невозможно", – говорится в письме, подписанном десятью сотрудниками центра.

Как явствует из него, со стороны директора якобы идут репрессии по отношению к неугодным ей работникам, позволившим свое суждение иметь.

"В результате давления были вынуждены уволиться сотрудники и опытные эксперты с многолетним стажем. Одним из таких фактов является увольнение главного бухгалтера Жакыпбекова, который знал о финансовых нарушениях. Так, была куплена дешевая мебель, которая в актах прописана бешеными ценами. Также куплено не нужное центру оборудование", – возмущаются авторы письма.

За три года, как утверждают подписанты, был уволен 21 человек, среди них опытные эксперты, на подготовку которых государство потратило немало денег. Директор, не отрицают ее противники, ведет активную борьбу со всевозможными правонарушениями в виде прогулов, опозданий, необоснованных отпусков без содержания.

"Но для нее эти ограничения не существуют, вся эта анархия происходит на глазах сотрудников отдела охраны Министерства внутренних дел в объективе установленных камер видеонаблюдения, в нерабочее время. Она запугивает экспертов влиятельными связями в правительстве и Жогорку Кенеше, прикрываясь "некими людьми" и чувствуя полную безнаказанность, постоянно напоминает об этом", -–говорится далее в письме.

"Ее отношение к работе вызывает недовольство со стороны сотрудников правоохранительных органов за задержку выдачи заключений, которые по нескольку дней не могут получить готовое заключение эксперта без подписи директора, чаще всего из-за ее отсутствия по непонятным причинам на рабочем месте", – пишут сотрудники центра.

По их словам, поборы в центре стали нормой, собирали деньги на ремонт в кабинетах, на заседание руководителей судебно–экспертных учреждений стран-участниц ЕврАзЭС по вопросам судебной экспертизы. Бекбулатова собирала с экспертов по 1000 сомов и с начальников – по 2000. Хотя мероприятие было полностью профинансировано ПРООН.

Другая – большая половина сотрудников – заявила, что "эта жалоба якобы была единолично написана начальником отдела судебно–автотехнических экспертиз ГЦСЭ Любовью Гудимовой, которая, испытывая личные неприязненные отношения к директору ГЦСЭ, пытается очернить ее перед лицом руководства. Неадекватное поведение Гудимовой выражается не только в оскорблении сотрудников ГЦСЭ, но и в угрозах физической расправой". Как далее говорится в их письме министру Мамбеталиевой, Гудимова постоянно отпрашивается, приносит сомнительные больничные, берет отпуска без содержания. За четыре месяца 2015 года она 41 день отсутствовала на рабочем месте по различным основаниям, из них 32 на больничном; 8 дней без содержания; 1 день прогул (не считая тех дней, когда просто отпрашивалась по надуманным причинам).

Кстати, как явствует из ответа заместителя министра здравоохранения Амангельди Мурзалиева, больничный Гудимовой был выдан с большими нарушениями, за что врачам ЦСМ № 11 были вынесены выговоры.

Трое человек из числа недовольных, подписавших письмо против Бекбулатовой, были уволены приказом министра юстиции (кстати, увольнять экспертов имеет право только министр). Из этой десятки у девятерых имеются дисциплинарные взыскания на основании докладных начальников отделов за нарушения трудовой дисциплины. Что касается Гудимовой, то, как пишут ее коллеги, она конфликтовала почти со всеми сотрудниками центра, не говоря о работниках отдела судебно-автотехнических экспертиз, который возглавляет. "Ведет себя агрессивно, демонстративно показывает свое неуважение к руководству и своим коллегам".

"С приходом Бекбулатовой в центр, наоборот, у нас сложилась нормальная психологическая обстановка, появились перспективы развития центра. Бекбулатова – деятельный и грамотный руководитель. И прежде чем искать недостатки у нее, задайте вопрос самому жалобщику ( то есть Гудимовой), имеет ли она моральное право обвинять Бекбулатову?" - написали министру 33 сотрудника центра.

За что отстранили директора?

За это время, что длится противостояние, центр успели проверить сотрудники Государственного комитета национальной безопасности. И судя по ответу оттуда, факты, указанные в жалобе бунтарской десятки, которую она отправляла в Госкомитет нацбезопасности, не подтвердились. Проверяющие не нашли в деятельности Бекбулатовой криминала. "В ходе перепроверки сведений, полученных от бывшего главного бухгалтера Жакыпбекова, данные о финансовых нарушениях не нашли своего подтверждения. Все закупки лабораторного оборудования и компьютерной техники были произведены с разрешения департамента госзакупок Минфина. Согласно акту Счетной палаты за период с 1 октября 2011–го по 31 декабря 2013 года, в ГЦСЭ финансово–хозяйственных нарушений не выявлено", – следует из ответа комитета нацбезопасности.

Были бы выявлены нарушения, то тогда было понятно, за что отстранили директора Центра судебных экспертиз от работы, почему опечатали ее кабинет. Согласно УПК, такие действия проводятся в рамках уголовного дела. Но уж никак не по жалобе нескольких сотрудников центра, причем обиженных на директора. К тому же, согласно правительственному положению о Минюсте, министр вправе отстранять руководителей подразделений от выполнения обязанностей на 14 дней в случае их ненадлежащего исполнения. Но комиссия, которая была создана по проверке жалобы, до сих пор не ознакомила Бекбулатову и работников центра с результатами своей работы. Хотя, согласно приказу министра, должна была завершить рассмотрение жалобы до 12 июня. Но, тем не менее, директор уже десять дней как не руководит центром. Кто решил, что она ненадлежаще исполняет должностные обязанности? А тем более на каком основании опечатали ее кабинет?

Все эти вопросы "ВБ" хотел задать статс–секретарю Минюста господину Таштанову. Но в пресс-службе министерства сказали, что курируют Центр судебных экспертиз сама министр и начальник управления правовой пропаганды. Но он без ее разрешения ничего не будет говорить. А чуть позже пресс-секретарь пояснила, что министерство пока никак не будет комментировать конфликт в центре, поскольку еще идет служебная проверка. Выходит, что Минюст сам нарушает правительственное положение? Или как еще можно истолковать его действия? А значит, Бекбулатова отстранена от работы незаконно?

Подробности читайте в пятницу, 26 июня, в газете "Вечерний Бишкек"


Сообщи свою новость:     Telegram    Whatsapp



НАВЕРХ  
НАЗАД